Разъяснения НПП РК «Атамекен» касательно, уведомлений о неуплаченных таможенных пошлин и налогов по итогам применения формы таможенного контроля в виде проверки документов и сведений
Палатам предпринимателей (по списку)
В Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее - Национальная палата) поступают обращения от участников ВЭД относительно участившихся фактов направления территориальными органами государственных доходов уведомлений о неуплаченных таможенных пошлин и налогов по итогам применения формы таможенного контроля в виде проверки документов и сведений (далее – ПДС). Принимая во внимание, что данная проблема носит системный характер Национальная палата включила ее в Реестр проблемных вопросов и вынесла для рассмотрения на совещание по рассмотрению проблемных вопросов субъектов предпринимательства под председательством Первого Заместителя Премьер-Министра А. Смаилова, которое состоялось 5 ноября текущего года. В ходе вышеназванного совещания Национальной палатой было отмечено, что ПДС ничем не отличается от камеральной таможенной проверки, т.к. в ходе проверки у предпринимателя также запрашиваются документы. Однако, если таможенным законодательством для камеральной таможенной проверки установлены ограничения в виде срока проверки, основания для проверки, а также не допускается повторная камеральная проверка по одной и той же таможенной декларации, то для ПДС никаких ограничений нет. Кроме того, по окончанию камеральной таможенной проверки вначале территориальный орган государственных доходов оформляет предварительный акт, потом после получения пояснений от предпринимателя оформляет окончательный акт, то при ПДС в случае выявления нарушений сразу выставляется уведомление о доначислении таможенных пошлин и налогов. Если итоги камеральной таможенной проверки предприниматель может обжаловать в Апелляционную комиссию Министерства финансов РК, то результаты ПДС предприниматель может обжаловать только в Комитет государственных доходов МФ РК (далее –Комитет) или в суд. А это, как известно, очень долгий процесс и в большинстве случаев Комитет встает на сторону территориального органа. По итогам вышеназванного совещания Комитету государственных доходов МФ РК было поручено разработать Правила проведения ПДС с обязательным отражением нормы, предусматривающей, что в случае обжалования предпринимателем результатов ПДС, территориальный орган государственных доходов обязан назначить камеральную или выездную таможенную проверку. По просьбе Национальной палаты до разработки вышеназванных правил, в целях исключения дополнительных финансовых издержек, при получении уведомления об итогах ПДС предприниматели имеют право направлять обращения в территориальный орган КГД о проведении камеральной или выездной таможенной проверки. Проведение камеральной или выездной таможенной проверки позволит Вам обжаловать результаты проверки в Апелляционную комиссию МФ РК. Необходимо отметить, что с октября текущего года состав Апелляционной комиссии увеличен до 8 человек, в том числе в состав Апелляционной комиссии входят 3 представителя бизнес-сообщества: Национальная палата, Ассоциация налогоплательщиков Казахстана, Казахстанская ассоциация таможенных брокеров/представителей. Также отмечаем, что Апелляционной комиссией защищены права и законные интересы 136 участников ВЭД на общую сумму 11 млрд.тенге. Вышеназванная информация направляется для сведения и информирования участников ВЭД, осуществляющих свою деятельность в Вашем регионе. Кроме того, Департамент таможенного администрирования просит проинформировать участников ВЭД о том, что в случае несогласия с результатами ПДС, они имеют право направить в территориальный орган государственных доходов возражение на уведомление о доначислении таможенных пошлин и налогов. При этом в возражении должно быть указано о необходимости проведения камеральной или выездной таможенной проверки.
Управляющий директор Д. Мамашева